К числу признаков подготавливаемых противоправных посягательств относятся:
появление в непосредственной близости от объекта учреждения образования подозрительных граждан либо автомашин с гражданами, осуществляющих наблюдение за объектом, фото-видеосъемку, а также людей специфической наружности (в масках, с наличием скрытых под одеждой предметов, крупногабаритной клади, с угрожающей манерой поведения, взглядами, разговорами);
беспричинное появление и нахождение возле объекта учреждения образования лиц в форме специальных служб (милиции, пожарной охраны и других «специалистов»), их обращение к работникам, педагогам и ученикам по различным вопросам без предъявления документов (либо с отказом в их предъявлении), подтверждающих их принадлежность к соответствующим службам;
постоянное или периодическое наблюдение посторонними лицами за рабочими местами работников (особенно тех работников, которые отвечают за безопасность детей и пропускной режим - вахтеры, сторожа, учителя и др.);
подозрительное поведение учащихся, посетителей и иных лиц (длительное пребывание одних и тех же лиц без видимых причин в том или ином помещении, заметное беспокойство в поведении, наличие скрытых под одеждой предметов, оставление каких-либо предметов в здании после своего ухода, попытки пройти в здание или выйти из него через запасные выходы, либо скрытно от вахтера и т.д.);
попытки посторонних лиц, посетителей, учащихся обнаружить или изучить системы охранно-пожарной и тревожной сигнализации, конструкцию запирающих устройств запасных выходов, систем видеонаблюдения;
предоставление работникам документов (сведений), вызывающих сомнение в своей подлинности;
внезапное отключение объектов инфраструктуры, обеспечивающей работоспособность учреждения образования;
обнаружение работниками, педагогами, учащимися либо иными лицами в помещениях подозрительных предметов, технических средств и прочих веществ;
возникновение на прилегающей к объекту учреждения образования территории нарушений общественного порядка, а также внештатных ситуаций.
При возникновении ситуаций, связанных с нападениями на учащихся и (или) работников учреждений образования:
по возможности, нажимают ручную систему тревожной сигнализации (беспроводную тревожную сигнализацию (радиобрелок) (далее - РСТС);
не теряя самообладания, выполняют требования нападающих, не провоцируя их грубостью и оскорблением на агрессивные действия;
внимательно смотрят в глаза нападающим, контролируя при этом обстановку вокруг. Если в руках правонарушителя имеется огнестрельное или холодное оружие, следует отвести глаза в сторону и стараться не смотреть в его сторону;
проявляют внешнее спокойствие, не демонстрируют свой характер, не пререкаются, своим поведением стараются заставить нападающих отказаться от своих намерений, не угрожают, не сопротивляются;
запоминают численность преступников и их особые приметы (рост, цвет глаз и волос, прическу, одежду, походку, тембр голоса, наличие акцента, шрамов, татуировок и т.д.), предметы, до которых они дотрагивались. При первой возможности сообщают в оперативно- дежурную службу Департамента охраны (или милицию - телефон 102) сведения, способствующие задержанию лиц, совершивших противоправные действия;
по возможности, соблюдая меры личной безопасности, до прибытия скорой медицинской помощи оказывают неотложную помощь пострадавшим;
ничего не трогают, не переставляют, не перекладывают до приезда наряда милиции;
записывают установочные данные свидетелей (очевидцев), предлагают им не покидать место происшествия до прибытия наряда милиции.