«Внедрение модели формирования толерантности участников образовательного процесса через организацию продуктивного взаимодействия с детьми с особенностями психофизического развития»
В современном мире в детской среде все большее распространение получают недоброжелательность, озлобленность и агрессивность. Взаимная нетерпимость, культурный эгоизм, популяризирующийся средствами массовой информации, негативное социальное окружение детей, семьи – все больше проникают в школу. Поэтому процесс поиска механизмов воспитания детей в духе толерантности должен активно развиваться и соответствовать социальному запросу.
Педагогический совет «Внедрение модели формирования толерантности участников образовательного процесса через организацию продуктивного взаимодействия с детьми с особенностями психофизического развития» это творческий отчёт работы школы в инновационном проекте. За время работы проекта, в нашем учреждении образования произошли изменения, которые шаг за шагом приближают всех участников образовательного процесса к решению цели проекта: созданию условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в общеобразовательной школе (опорной по организации интегрированного обучения и воспитания), в которой обучаются дети с различными нарушениями развития, через организацию продуктивного взаимодействия с детьми с особенностями психофизического развития.
На педагогическом совете были представлены различные направления деятельности учреждения в рамках инновационного проекта.
Одно из направлений – волонтёрское движение.
Волонтёрский отряд организован из ребят 7-8 классов. На начальном этапе волонтёрский отряд работал для детей с нарушениями в развитии, но ребята под руководством педагога-организатора Анастасии Андреевны Щербины быстро пришли к пониманию того, что необходимо работать вместе с детьми с особенностями в развитии.
Одной из интересных тем работы, представленных на педагогическом совете, стала организация и проведение экскурсий-анимаций. Особенностью данного направления является то, что экскурсии проводятся детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата с отсутствием самостоятельного передвижения совместно с нормотипичными детьми.
Общешкольное творческое дело. Педагогическая технология, которая реализовывается в нашей школе в рамках инновационного проекта. На педагогическом совете, педагог-организатор Людмила Георгиевна Шибаева представила педагогам мероприятия, проводимые в школе в ходе работы по данному направлению, которое имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку любой из них может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как инициативность, ответственность, организованность, исполнительность, общительность - свои лидерские качества. Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже маленький шаг в этом направлении. И мы его делаем.
Опыт работы по эффективному взаимодействию учителя-дефектолога и учителя начальных классов в процессе формирования толерантности у учащихся, представили педагоги 2 «Г» класса: учитель-дефектолог Юлия Владимировна Борохова и учитель начальной школы Карина Васильевна Жуковская.
Толерантность как особенность сознания или личностная черта не присуща человеку изначально и может никогда не появиться. Поэтому она должна быть специально, целенаправленно воспитана, сформирована.
Младший школьный возраст является сензитивным для формирования толерантности. Ведь в этом возрасте у детей формируется произвольность поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Ученик учится управлять своим поведением, приобретает социальный опыт.
Большое значение в воспитании толерантности учащихся имеет взаимодействие и сотрудничество учителя начальных классов и учителя – дефектолога.
На начальном этапе формирования толерантности у младших школьников, педагогами были поставлены следующие цели:
- Сформировать детский коллектив, воспитывать дух единства и взаимоответственности.
- Развивать потребность в солидарности, понимании, терпимости, образовании.
- Научить ребенка сознательно относится к проявлениям индивидуальности окружающих, научить толерантно и корректно выражать свои мысли и эмоции.
- Воспитывать в духе доброжелательности, самовоспитания и уважения традиций.
Наиболее благоприятной для формирования толерантности является внеурочная совместная деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к широкому кругу людей. Проводятся совместные классные часы учителем начальных классов и учителем-дефектологом с целью создания благоприятного психологического климата в классе интегрированного обучения и воспитания.
А также для учащихся начальной школы, в силу естественности данного вида деятельности для младшего школьного возраста, наиболее актуальным и результативным является игра – как форма воспитания толерантности, игровые элементы, например, упражнения «Минусы в плюсы», «Камушек в ботинке», «Мой идеальный образ» и т.д.
Совместные мероприятия
- Шестой школьный день
- Выставка поделок «Подарок маме»
- Спортивное мероприятие «Скажем спорту - ДА»
- Школьный лагерь «Планета детства»
- Внеклассное мероприятие «День толерантности»
- Классный час «Относись к другому так, как хочешь, что бы относились к тебе»
- Участие в районном конкурсе «Так я вижу этот мир»
- Новогодняя программа «Здравствуй, Дед Мороз»
- Зимняя сказка
Выставка, приуроченная празднику «День матери».
Награждение. Каждый из участников получил благородность за участие.
В воспитании толерантности большое значение имеет семья. Мы провели в дистанционной форме внеклассное мероприятие «Моя семья – моя крепость».
Не только на спортивных мероприятиях важно воспитывать дух единства и взаимопомощи.
Дружно и весело можно проводить время и на каникулах. Школа предоставляет возможность всем категориям детей оздоровиться и провести время с пользой в школьном лагере.
Примером эффективного взаимодействия учителя начальных классов и учителя-дефектолога можно считать совместно проведённое мероприятие, посвящённое дню толерантности. Целью которого было знакомство учащихся с понятием «толерантность», формирование умений и навыков толерантного общения, умений работать в группе.
В ходе занятия были использованы игровые упражнения «Минусы в плюсы», «Камушек в ботинке», а также обсуждение просмотренных фрагментов мультфильмов «Гадкий утёнок» и «Голубой щенок».
В конце занятия мы провели диалоговую рефлексию, и каждый из нас сделал вывод: Наш класс – это маленькая, дружная семья, в которой все внимательны друг к другу.
После нашего мероприятия, каждый получил буклет, который забрал домой и рассказал родителям про толерантность.
В шестой школьный день все учащиеся принимают активное участие в жизни класса и школы. Тем самым проявляя толерантность к каждому из участвующих.
Учащиеся 2 «Г» класса интегрированного воспитания и обучения приняли активное участие в районном конкурсе «Так я вижу этот мир». Совместно с учителями были выполнены работы, некоторые из них заняли призовые места.
В Новогодней программе «Здравствуй, Дед Мороз» эффективным взаимодействием учителя начальных классов и учителя-дефектолога была разработка развлекательной программы, включающая в себя воспитание уважительного отношения к пожилым людям, взаимопомощь в конкурсах, благодарность родителям.
Воспитание толерантности нужно проводить и во внеурочное время, когда учащиеся ведут себя открыто и непринуждённо. Используя игровые ситуации, педагогические приемы, на прогулках на свежем воздухе мы большое внимание уделяем общению друг с другом, взаимопомощи и проявлению толерантности. Девиз нашего класса: «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила».
Формирование толерантности учащихся представляет собой сложный, и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, преемственно дополнять каждый последующий и начинаться на начальном этапе школьного детства. При этом важное значение имеет эффективное взаимождействие учителя- дефектолога и учителя начальных классов, особенно в классе интегрированного обучения и воспитания.
<iframe allow="accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen="" frameborder="0" height="515" src="https://www.youtube.com/embed/FtI3cwCNEvw" title="YouTube video player" width="760"></iframe>