Программа проведения круглого стола
«Внедрение модели формирования толерантности участников образовательного процесса через организацию продуктивного взаимодействия с детьми с особенностями психофизического развития» на базе
ГУО «Заславская средняя школа № 2 им. М.К. Путейко»
№ |
Содержание |
Ответственный |
1 |
Использование внеурочных видов деятельности в формировании толерантности участников образовательного процесса как один из способов социализации учащихся с особенностями психофизического развития |
Малиновская Наталья Владимировна, заместитель директора по учебной работе |
2 |
Формирование толерантного поведения школьников посредствам работы объединения по интересам театральной направленности |
Пастухова Ирина Николаевна, педагог дополнительного образования |
3 |
Формирование толерантности участников образовательного процесса путём вовлечения детей с особенностями психофизического развития в волонтёрское движение |
Аршанская Татьяна Чеславовна, учитель белорусского языка и литературы |
4 |
Участие детей с ОПФР в организации и проведении экскурсий-анимаций как средство формирования толерантности участников образовательного процесса |
Садовская Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы |
5 |
Проблемы социализации разных категорий детей с особенностями в развитии |
Ананьев Валерий Леонидович, кандидат социологических наук, сотрудник института социологии Белорусского государственного университета. |
<iframe frameborder="0" height="727" scrolling="no" src="https://onedrive.live.com/embed?cid=88B4D012FCA768A9&resid=88B4D012FCA768A9%211702&authkey=AKkrUioeOLoyUsI&em=2" width="702"></iframe>
Использование внеурочных видов деятельности в формировании толерантности участников образовательного процесса как один из способов социализации учащихся
с особенностями психофизического развития
В условиях современной действительности важное значение имеет проблема социализации детей в обществе – выбор профессии, определение идеалов, личностное становление, но особо это проблема стоит перед детьми с особенностями психофизического развития и детьми с инвалидностью.
Дети данной категории способны стать решительными, жизнестойкими личностями, умеющими бороться с невзгодами, имеющими лидерские позиции, активно взаимодействующими с людьми. Нодля этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников системы образования, родителей, сверстников и позитивный настрой самих «особых» детей.
Потенциал внеурочных видов деятельности в становлении личности ребёнка с ОПФР и его социализации огромен и бесценен при условии, что ребята с особенностями в развитии будут взаимодействовать со сверстниками, педагогами которые умеют не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению; создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей и сохранению стабильно положительных отношений между педагогами и детьми; развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества, одним словом быть толерантными.
Опыт работы нашей школы демонстрирует положительные примеры использования внеурочных видов деятельности в формировании толерантности участников образовательного процесса.
Ещё в 1988 году, благодаря учителю-дефектологу Раисе Ивановне Тризне на базе школы был открыт военно-исторический Музей боевой славы.Вместе с открытием музея начал свою работу клуб боевой славы «Наследники». Учащиеся с особенностями в развитии стали активными участниками клуба. Ребята работали экскурсоводами в музее, принимали участие в концертах, встречах с ветеранами и т. д.
В 2013/2014 учебном году школа открыла класс для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, требующих вспомогательных средств передвижения. С 2018/2019 учебного года ребята также включены в экскурсионную деятельность в Музее боевой славы и вместе с нормотипичными детьми собирают материалы по истории Великой Отечественной Войны, занимаются краеведческой деятельностью и становиться очевидным, что ограниченные возможности – это не препятствие для общения и продуктивного сотрудничестватипично развивающихся детей и их сверстников с особенностями в развитии.
Использование внеурочных видов деятельности обладает огромными ресурсами в плане образования и развития каждого ребенка, в том числе и ребёнка, имеющего особые образовательные и развивающие потребности.Работа объединения по интересам театральной направленности яркое тому подтверждение. И подробнее о возможностях данного вида деятельности сегодня вам расскажет руководитель объединения по интересам «Кибитка времени» Ирина Николаевна Пастухова.
Как показала практика, коллективно творческое дело – наиболее оптимальная форма воспитательной работы в школе по развитию толерантной культуры учащихся, особенно, если Коллективное творческое дело перерастает в общешкольное. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать в группах, делить успех с другими, брать на себя ответственность, узнают друг о друге много нового.
В 2020/2021 году мы в воспитательной работе школы начали использовать общешкольное творческое дело в рамках Недели толерантности, а в 2021/2022 учебном году продолжили. Общешкольные творческие дела внесены в воспитательный план работы школы. В проведении общешкольного творческого дела задействованы все участники образовательного процесса: учащиеся, педагоги, родители.
Акции «Детская книжка» 2020 года и «Подари игрушку детям» 2021 года объединили всех школьников и их родителей для помощи создания мини-библиотек и пополнению игрушек в группах интегрированного обучения и воспитания, логопедических группах детских садов города.
Проведение творческих конкурсов «Слово, греющее душу», «Мир, в котором мы живём» уже стало традиционным и учащиеся школы проявляют большую активность в этих конкурсах. Мы уверены, что общешкольное творческое дело, приуроченное к Международному дню толерантности, помогает всем его участникам обретать понимание в вопросах толерантности.
Общешкольное творческое дело мы провели и в канун Нового 2021 года. Благотворительная акция «Чудеса на Рождество» позволила нам поздравить с праздником ребят из многодетных семей, детей с ограниченными возможностями здоровья, передать подарки в детские сады, посетить Вилейский СПЦ в а/г Шиловичи. Эта акция еще раз нам показала, что дети в школе готовы и хотят помогать другим, порой неизвестным им людям.
Большое значение в воспитании толерантности учащихся имеет взаимодействие и сотрудничество учителя начальных классов и учителя – дефектолога инаиболее благоприятной для формирования толерантности является внеурочная совместная деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к широкому кругу людей.
«Шестой школьный день», выставка поделок «Подарок маме», Спортивное мероприятие «Скажем спорту - ДА», внеклассное мероприятие «День толерантности», Классный час «Относись к другому так, как хочешь, что бы относились к тебе», участие в районном конкурсе «Таким я вижу этот мир», новогодняя программа «Здравствуй, Дед Мороз» - это ещё не полный перечень мероприятий, проводимых совместно учителями класса и учителями-дефектологами по формированию толерантности.
Формирование толерантности учащихся представляет собой сложный, и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, преемственно дополнять каждый последующий и начинаться на начальном этапе школьного детства. При этом важное значение имеет эффективное взаимодействие учителя-дефектолога и учителя начальных классов, особенно в классе интегрированного обучения и воспитания.
Школа предоставляет возможность всем категориям детей оздоровиться и провести время с пользой в школьных лагерях.Ежегодно в школьном лагере «Планета детства» оздоравливаются ребята с особенностями в развитии, с инвалидность вместе со всеми учащимися школы. Но летняя оздоровительная компания 2021года привнесла новшество в вопрос формирования толерантности участников образовательного процесса. В нашей школе впервые работал инклюзивный круглосуточный лагерь «Рука в руке». На наш взгляд, несмотря на то, что в лагере было 30 детей, более эффективного способа формирования толерантности сложно представить.
Ребята жили бок обок с детьми с особенностями в развитии, с детьми с инвалидностью целых 9 суток.Возможность существовать вместе. Вместе готовить мероприятия, участвовать в них, посещать экскурсии, помогать во всех бытовых вопросах, не просто наблюдать, а взаимодействовать. Это и есть практическое формирование толерантности.
Формировать толерантность участников образовательного процесса и, вместе с тем, развивать у учащихся с ОПФР жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми они смогли самостоятельно ориентироваться в окружающем мире, и быть успешными в социальных взаимоотношениях – это главная задача всех современных школ и наша школа не исключение.
Формирование толерантного поведения школьников посредствам работы объединения по интересам театральной направленности
Пастухова Ирина Николаевна.
Педагогический стаж 35 лет.
Педагогический стаж в дополнительном образовании 15 лет.
Объединение по интересам «Кибитка времени» это логическое продолжение объединения по интересам «Театральный», которое стало работать в нашей школе в рамках предмета Мировая художественная культура. Было проведено несколько занятий с элементами театрализованного представления, где учащимися были представлены египетская и греческая мифология, творчество Лопе де Вега, Шекспира и русских поэтов 19 века.
В определенный период времени предмет был исключен из школьной программы, а заинтересованность учащихся театральной деятельностью осталась высокой, так и возникло объединение по интересам «Театральный», в котором принимали участие ученики старших классов. Объединением по интересам были поставлены спектакли «Собака на сене» и «Труффальдино из Бергамо».
Со временем состав объединения становился более юным, а репертуар более приближен к среднему школьному возрасту. Поставленные по литературным сценариям спектакли: «Снежная королева», «Сказка о царе Салтане», «Золушка», «Бременские музыканты», «12 месяцев», а также сказку «Золотая рыбка» и «Царевич-Лягушка» имели большой успех.Практически во всех спектаклях звучали музыкальные номера, которые дети исполняли как под фонограмму, так и под минус.
С 2012 года параллельно со старшими и средними классами в работе объединения по интересам стали принимать участие и учащиеся младших классов. Безусловно, здесь были свои особенности, так как дети ещё недостаточно хорошо читали и им трудно было учить большие роли, что необходимо для постановки спектакля. Однако, они вполне могли принимать участие в массовых сценах, как, например, отряд разбойников в «Снежной королеве» или сцена на балу в «Золушке», а также исполнять групповые музыкальные номера.
В процессе работы с младшими детьми я столкнулись с такой проблемой, как тяжёлые нарушения речи. Обычно такие дети сами стесняются обратиться к педагогу, с просьбой принять их в театральный кружок, но здесь на помощь своим питомцам приходят их классные руководители – учителя начальных классов.
Так я стала работать с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Итогом индивидуальных и коллективных занятий с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, становилось их участие в спектаклях, где дети играли небольшие роли, принимали участие в миниатюрах. Работа с двумя братьями – Арсением и Константином Белко у которых были тяжелые нарушения речи увенчалась успехом. Уже через полгода работы как в коллективе, так и индивидуально, Арсений уже принимал участие в миниатюрах «Скороговорки» и «У меня зазвонил телефон» по произведениям К.И. Чуковского. У Кости же нарушения речи были таковы, что его речь понять было почти невозможно. Почти год я работала с ним индивидуально, и в конце года он уже смог принимать участие в миниатюре «Скороговорки». На следующий год он уже принимал участие в спектакле, играл небольшую роль и даже пел.
В начале каждого нашего занятия скороговорки – обязательное упражнение, которое, кстати, нравится, как младшим, так и старшим детям. Кроме того, эти занятия очень полезны и не только для развития речи. Так, например, 25 января 2020 года мы принимали участие в районном конкурсе «Свободный микрофон» в номинации «Лучший ведущий», где участникам в качестве дополнительного задания предлагалось прочесть с листа скороговорку. И хотя моему подопечному Богдану Шабуне досталась совершенно незнакомая скороговорка, он прекрасно с ней справился и занял 2 место.
Четвёртый год в работе объединения по интересам принимают участие дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, у которых отсутствует возможность самостоятельного передвижения. В 2019 году ребята уже принимали участие в инклюзивном фестивале «Жизнью жить», и фрагмент выступления показали по центральному телевидению во время выпуска новостей. В прошлом году мы также принимали участие в этом фестивале с музыкальным номером «Мы бродячие артисты», где самое активное участие принимал Захар Реут мальчик с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Вместе с Захаром мы сочиняем стихи и сценарий для инклюзивного фестиваля. Тему выступления Захар придумал сам, а также принимал участие в сочинении двух монологов, которые, возможно, будут звучать в выступлении.
В работу объединения по интересам с 2020 года были включены учащиеся 2 и 4 классов, в которых также есть дети с нарушениями речи. Работа наша началась в 1 классе, мы добились больших результатов. В прошлом году мы поставили спектакль «Снежная королева», в котором старшие дети исполняли главные роли, а младшие - принимали участие в массовых сценах, а также исполнили роли воронов, и принца с принцессой. А в этом году все эти дети будут принимать участие в спектакле «Бременские музыканты», первую часть которого мы уже показали, и сейчас работаем над второй частью. С ролью Трубадура прекрасно справился Саша Андреев, мальчик с тяжелыми нарушениями речи.Он исполняет сольные вокальные номера в этом спектакле.
Как показал опыт, театрализованная деятельность — это не только увлекательная форма работы с учащимися, но и эффективный инструмент формирования толерантных отношений. Участвуя в совместной деятельности с нормально развивающимися сверстниками, педагогами, родителями дети с ОПФР овладевают разными видами общения: бытовым, межличностным, общественным, деловым. У них формируются умения организовывать продуктивное взаимодействие. Дети с ОПФР раскрепощаются, учатся преодолевать и контролировать страх перед публичными выступлениями, следовать общепринятым социокультурным нормам и правилам в процессе взаимодействия (договариваться, подчиняться, руководить и др.), стараются проявить себя, продемонстрировать свои возможности и лучшие качества, стремятся в полной мере использовать возможность учиться друг у друга.
Сегодня вы можете увидеть сцены из спектакля «Бременские музыканты», а также наше выступление на фестивале «Жизнью жить».
<iframe allow="accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen="" frameborder="0" height="515" src="https://www.youtube.com/embed/TFB2u4uph4M" title="YouTube video player" width="760"></iframe>м<iframe frameborder="0" height="627" scrolling="no" src="https://onedrive.live.com/embed?cid=88B4D012FCA768A9&resid=88B4D012FCA768A9%211703&authkey=ABXbV4yg8WtENHQ&em=2" width="702"></iframe>
"Формирование толерантности участников образовательного процесса путём вовлечения детей с особенностями психофизического развития
в волонтёрское движение"
Аршанская Татьяна Чеславовна, учитель белорусского языка и литературы, руководитель волонтёрского отряда «Крылья ангела»
Я представляю такое направление в проекте, как волонтёрство. Тема моего сообщения: "Формирование толерантности участников образовательного процесса путём вовлечения детей с особенностями психофизического развития в волонтёрское движение". Для реализации этого проекта мною была поставлена цель: выявить эффективность волонтерской деятельности в формировании толерантности детей с ОПФР.
Для реализации данного направления в проекте уже второй год работает волонтёрский отряд «Крылья ангела». В этом году в волонтёры пришли ребят, начиная с 5 класса. Ребята активно участвуют в жизни школы, перенимают опыт работы старших ребят, особенно в работе с детьми с ОПФР.
В рамках проекта «Внедрение модели формирования толерантности участников образовательного процесса через организацию продуктивного взаимодействия с детьми с особенностями психофизического развития" особое внимание стало уделяться детскому волонтерству. Это связано, прежде всего, с тем, что молодые волонтеры имеют возможность вовлечь в свою деятельность детей с особенностями развития и тем самым поддержать процесс их социализации и интеграции в жизнь всего местного сообщества. Как правило, начиная работать ДЛЯ детей с особенностями развития, волонтеры быстро приходят к осознанию необходимости работы ВМЕСТЕ с ними.
В этом году мы продолжаем организовывать акции, придумываем интересные дела совместно с детьми с ОПФР.
Такая активность продемонстрировала нам, что ребятам нашей школы это действительно интересно. И не только тем, кто находится в волонтерском отряде. Оказание добровольной безвозмездной помощи развивает толерантность и милосердие в детях. И им не все равно.
Кроме этого, участие в волонтерской деятельности помогает обычным детям понять и почувствовать каждодневные проблемы своих сверстников и на личном опыте убедиться в том, что каждый человек является безусловно ценной личностью, независимо от степени его умственного и физического развития.
Волонтерство позволяет сделать упор, в первую очередь, на развитие сильных качеств и талантов детей, а не на их физические или умственные проблемы. Взаимодействие с другими детьми способствует когнитивному, физическому, речевому, социальному и эмоциональному развитию детей с особыми образовательными потребностями.
Интересным оказался опыт вовлечения самих ребят с особенностями в развитии в добровольческую деятельность (игры с младшими детьми, помощь людям, которые находятся в более сложных ситуациях), привлечение их к организации и самостоятельному проведению различных акций и праздников, использование игровых методик.
Весьма эффективно было организовано творческое мероприятие - игровая программа «В слове Мы сто тысяч Я» (ко Дню дружбы) для воспитанников старшей группы детского сада № 5 "Солнышко" (на базе работы инклюзивного лагеря "Рука в руке"). Целью данного мероприятия было формирование у детей представлений о доброте, радости, дружеских взаимоотношениях, создание положительного эмоционального настроя у дошкольников. Ребята с особенностями психофизического развития вместе с остальные ребята принимали активное участие не только в подготовке мероприятия, но так же в его проведении, тем самым создавая радостное настроение, ощущение праздника у всех участников программы Между всеми ребятами, без исключения, были распределены соответствующие роли или задания. Кто-то занимался подготовкой атрибутики к празднику, кто-то заучивал определённые роли, кто-то помогал решать организационные вопросы. Например, Реут Захар с большим удовольствием читал наизусть стихотворение о дружбе, Даша Марцуль подготовила шикарные декорации, Старинко Максим был главным за подготовку Шкатулки добрых дел. Все ребята на отлично справились со своими заданиями. Самое интересное, что в такие моменты ребята были единым целым, дружной командой, в которой не было деления на здоровых ребят и ребят с ограниченными возможностями. Праздник понравился как воспитанникам детского сада, так и самим ребятам. Мы твёрдо убеждены, что таких мероприятий стоит проводить как можно больше, так как именно при подготовке, организации и проведении мероприятий как нельзя лучше происходит формирование толерантности участников образовательного процесса.
Обогащают общение и жизнедеятельность детей с ОПФР и волонтерские акции. Это не только большие мероприятия с привлечением различных организаций, но и маленькие добрые дела, которые может сделать каждый ребенок. Например, ежегодно в нашей школе проводится Неделя толерантности, которая не обходится без участия волонтёров. Проводилась акция "Что мы знаем о толерантности"(с целью осведомления учащихся, родителей, педагогов были розданы буклеты на тему толерантности. Буклеты были созданы нашими педагогами-дефектологами). Демонстрация видеоролика "Стань волонтёром!", который создавали ребята самостоятельно. Данный ролик демонстрировался не только в стенах школы, но и во всех родительских группах, на сайте школы. После просмотра ролика ребята подходили и просили, чтобы их приняли в волонтёры. Было очень приятно, что у нас есть такие активные и добродушные ребята. За неделю до проведения акции "Подари игрушку детям" учащиеся 1-11 классов несли игрушки, книжки, конструкторы, развивающие игры. Дети помогали безвозмездно. А затем ребята волонтёры вручили подарки воспитанникам логопедических групп, группы ЦКРОиР детского сада №4 «Золотой ключик», детскому саду №5 «Солнышко», группе интегрированного обучения и воспитания). Заведующие детских садов выразили огромную благодарность за оказанную помощь. Благодаря волонтёрам, которые приняли активное участие в акции «Просто дети в школе»,теперь известно, в каких классах учатся дети с ОПФР, дети с инвалидностью и, так как на каждом таком классе есть надпись "Это инклюзивный класс".
Девочки из отряда волонтеров помогли подготовить выставку «Мир, в котором мы живем». Особенным стало проведение дистанционного творческого конкурса «Слово, греющее душу». Наши волонтеры помогали снимать на видео стихотворения детей.
Наш мир сейчас направлен на накопление материальных ценностей, развлечения. Конечно, ситуация с COVID показала нам, насколько мы были неправы, насколько важно живое общение. Часто людям с инвалидностью не хватает не только необходимых предметов, но именно внимания со стороны окружающих. Совместная деятельность с детьми с ОПФР подталкивает детей к общению и развивает толерантность.
Волонтеры не просто занимаются интересной деятельностью, увлекают детей с ОПФР творчеством, но еще и демонстрируют им, что они являются важной частью общества, не отделены от него.
Возможность не только помочь, и сделать ВАЖНОЕ, значимое дело, но и пообщаться в новом кругу, открыть для себя нового человека, с его внутренним миром и болью было высоко оценено и принято нашими детьми. Это вдохновляет и их, и нас на свершение новых добрых дел, проведение интересных мероприятий и акций.
Наши волонтеры служат примером для детей, еще не участвующих в такой деятельности. Волонтеры показывают, как важна сама помощь, признают уязвимость детей с ОПФР и людей с инвалидностью. Проводя акции, обращают внимание на социальные проблемы других, позволяют другим людям реализоваться.
Они сами учатся толерантно относиться к ближнему и учат этому других. Кроме того, это полезно и интересно для самих волонтеров, ведь они могут получать новые знания, навыки, опыт, узнать новых людей, вместе с которыми можно развивать нестандартные идеи, привнося позитивные изменения и разнообразие в жизнь местного сообщества.
Я думаю, развитие волонтерского движения только увеличит толерантность нашего школьного общества и людей вообще.
Волонтёрство – это Долгая Дорога Доброй Воли. Идя по этой дороге, наши учащиеся дарят людям, обществу Доброту, Внимание, Радость, Надежду. Всё, что делают наши волонтёры – это ни что иное, как гуманизм в действии.