Руководитель литературно-творческого объединения - Козловская Анна Станиславовна, учитель белорусского языка и литературы.
Куратор - Кабанова Наталья Андреевна, учитель русского языка и литературы.
З 20 па 25 лютага 2023 года ў ДУА «Заслаўская сярэдняя школа № 2 імя М.К.Пуцейкі” прайшоў Тыдзень беларускай мовы і літаратуры.
Для вучняў былі падрыхтаваны акцыі, турніры, брэйн-рынгі, інтэлектальныя гульні, падарожжы, турніры, відэапрэзентацыі, конкурсныя праграмы, выстава “Як ты дорага мне, мая родная мова!», інфармацыйны стэнд “Сэрцам роднага слова краніся”. Актыўны ўдзел вучні прынялі ў паэтычным марафоне “Дала мне маці гэту мову”.
Наша зіма
Прыйшла зіма да нас
Ціхім крокам.
Пайшоў сняжок,
Зямлю накрыў.
Звяры то спяць,
То шэрсць мяняюць
Дзеці санкі дастаюць.
Праз тыдзень, два
І снег растаяў.
Дзеткі санкі ўбіраюць.
Таму што зноў
Прыйшла вясна.
Дзень, два
Наноў зіма.
Надакучыла надвор'е –
Холад, сырасць ды туман
Разгадзіліся патроху,
Аказалася падман.
Зноў усё неба
Шэрым стала.
Дзьме халодны вецярок
Вось наноў замарасіла
Ну і шкодны быў дзянёк!
Собаль Яўгенія , 7 “А” клас
Зіма-чараўніца
Зіма ішла няспешным крокам,
Упрыгожыла ўсё навокал:
Лясы, лугі, палеткі.
Вельмі рады зіме дзеткі!
Санкі, лыжы ды канькі.
Любы зімнія дзянькі!
У футра новае звяры
Прыбраліся ў бары.
Бярозкі ды рабінкі,
Нібы стройныя дзяўчынкі.
Апранулі елкі снежныя сукенкі,
Стаяць важна,як паненкі.
Як засвеціць сонца ярка,
Усміхаецца ўсім хмарка.
Белы снег іскрыцца,
Прыйшла зіма-чараўніца.
Трыч Станіслаў Анатольевіч,
вучань 7 “Г” класа.
Вучні з задавальненнем удзельнічалі ў мерапрыемствах, складалі і чыталі вершы. У сценах школы гучала беларускае слова, яновыхоўвала, падтрымлівала і дарыларадасць. Мерапрыемствы Тыднясадзейнічалі развіццю інтэлектуальныхмагчымасцей вучняў, іх творчыхздольнасцей, выхаванню любові і павагі да роднай мовы, падтрымлівалі цікавасць да яевывучэння.
Натоліць таленту крынічка
Жывое зернейка ў раллі.
Сярод людзей успыхне Знічка,
Святлей каб стала на Зямлі.
Святлана Быкава
В начале 2022/2023 учебного года среди учащихся 5-ых классов проходил художественный флешмоб рисунков в рамках Литературно-творческого объединения «Знічка». Ребята рисовали падающую звезду, проявляя свою авторскую идею по созданию эмблемы «Знічкі». Данное мероприятие было направлено на развитие интеллектуально-творческого потенциала личности учащихся через изобразительное искусство, а также на стимулирование интереса к чтению и пробе письма.
Литературное объединение «Знічка» ставит своей целью развивать устную и письменную речь учащихся. В объединение входят дети разного возраста. Деятельность объединения направлена на развитие читательского вкуса, развитию литературоведческого мировоззрения.
Свою деятельность «Зничка» начала с 2010 года. Результатом деятельности клуба стали детские произведения, увидевшие свет на страницах периодических изданий «Качели», «Берёзка», «Родная прырода», «Рюкзачок».
Произведения наших детей были напечатаны в сборниках: «Струмені заслаўскай крынічкі» і «Нашчадкі Рагнеды».
Члены объединения принимали участие в работе XXV Минской международной книжной выставке, которая проходила с 28.02.2018-04.03.2018.
В 2019 году вышел в свет сборник «Зорны россып». В него вошли произведения членов нашего объединения.
Юные таланты, чьи произведения вошли в сборник «Зорны россып», вместе со своими наставниками.
Уже стали традиционными встречи с писателями в Заславской городской библиотеке. Члены нашего объединения – желанные гости таких встреч.
(видео чытаем разам)
Советы молодым поэтам и прозаикам.
Труд писателя – нелегкий труд. Важно также иметь талант. Начинающим писателям хочется пожелать не отчаиваться, если что-то сразу не получится. Ищите! Творите! Мечтайте!
Работы членов объединения «Знічка»
Паэт-патрыёт
Караткевіч – нястомны вандроўнік і паэт
Праславіў Радзіму на ўвесь белы свет.
Назваў яе зямлёю пад крыламі белымі
З людзьмі працавітымі, смелымі.
У творчасці сплялося ўсё навек:
Аповесці, вершы, раманы.
Таленавіты быў чалавек
Роднаму краю адданы.
Няма зямелькі лепшае на свеце,
Хоць шмат дзе давялося яму пабываць.
На Беларусі інакш сонца свеціць,
У сэрцы-любімая Орша, дняпроўская сенажаць.
Караткевіч – высакародны рыцар сумлення.
Варты прыклад для сучаснага пакалення,
Што сёння ў камп’ютарах сядзіць,
Імкнецца свет перамяніць.
Заклікаў ён продкаў памятаць і мову родную любіць,
Каб сярод іншых сваю адметнасць не згубіць.
Праз мінулае імкнуўся зразумець сучаснасць.
За гэта яму вялікая ўдзячнасць.
Быў, ёсць, будзе.
Ніколі не забудуць яго людзі.
І ганарыцца ім народ.
Караткевіч – сапраўдны патрыёт.
Я таксама нарадзіўся ў Беларусі.
І гэтым вельмі ганаруся.
Заслаўе – мая маленькая радзіма
Паветрам дыхаю я з ёй адзіным.
Ты мне як маці, любая зямля.
Табою ганаруся вельмі я.
Казлоўскі Павел, 14 гадоў
О человеческих душах
1
Хочу начать сегодня разговор
О мире внутреннем и о любви.
Ведь многие не знают до сих пор,
Что главное – находится внутри.
Важна для многих внешняя «оправа»,
А мир души, как правило, не важен.
Все говорят: «она красива, право!»
А, может быть, душа чернее сажи?..
Узнать как человека? – Изнутри!
Как внешне выглядит – не важно.
Внимательнее в душу посмотри –
Увы, поймет ее не каждый.
Важны души мельчайшие крупицы –
Из них слагается обычный ЧЕЛОВЕК.
А мы все смотрим на фигуры, лица,
Не видя основного весь свой век…
И пусть ни дома, ни машины нет,
И денег в кошельке совсем н6е много,
Но в человеке есть незримый свет,
Что освещает долгую дорогу.
2
… сидел мужчина прямо в переходе
С крольчонком на руках. Затерт до дыр
Его пиджак, и брюки – не по моде.
«Не вписываясь» в этот шумный мир,
Он деньги собирал на пропитанье –
Для рыжего крольчонка и себя.
Быть может здесь, в чертогах Мирозданья,
Лишь это существо одно любя,
Не о себе он думал – о крольчонке,-
Сияла красотой его душа,
И для меня – неопытной девчонки,
Она была чиста и хороша.
3
Душа… Она не видима для многих
И не изведана. Бывает хороша,
Бывает раненой, иль грязной и убогой…
Она такая разная – душа.
Не важно, кто отец твой или предки,
И сколько накопить ты денег смог,
Душа - как птица певчая на ветке –
Для песен ей не нужен кошелек.
Давайте же менять мир этот, люди!
Давайте видеть душ глубинный свет!
Уверена: мир ярче, чище будет
От света наших душ, а не монет.
(Жидович Евгения, 9 класс)
Наступление весны
В нам опять пришла весна!
Всех нас радует она!
Стали дни опять длиннее,
На дворе уже теплее.
Нет и снега на земле, звезд все больше при луне.
В небе солнышко играет
И подснежник расцветает.
(Шиманович Ксения, 7 класс)
О весне
Весна идет, в окно стучится,
Растаял снег, бегут ручьи.
И чудо скоро здесь случится –
Мир пробудится от тоски.
На ветках защебечут птицы,
В лугах распустятся цветы.
Улыбки расцветут на лицах –
Порадуемся я и ты.
(Пупко Антон, 7 класс)
Первоцвет
Сборник стихотворений учащихся
ГУО ,,Заславская средняя школа №2
имени М.К.Путейко”
Содержание
ПРОЗА………………………………………………………………………………….. |
7 |
Новицкая В. Удивительные приключения девочки Яны…………………………. |
9 |
Новицкая В. Любовь спасет мир ………………………. ……………………………. |
11 |
Новицкая В. Моряки ………………………. ………………………………………. |
12 |
Шерстобитова А. Спрэчка…………………..………………………………………… |
13 |
ЛИРИКА ………………………………………………………………………………. |
15 |
РОДИНА ..……………………………………………………………………………... |
17 |
Козловкая Г. Беларусь ………………………………………………………………… |
19 |
О ЖИЗНИ ……………………………………………………………………………... |
21 |
Побегайло М. Живая планета ………………………………………………………… |
23 |
Козленя С. Признание ………………………………………………………………. |
23 |
Козловская Г. Вода – и радость, и беда ……………………………………………... |
23 |
Козловский П. Помните ………………………………………………………….. |
25 |
Побегайло М. Сила веры …………………………………………………………… |
25 |
Лагунович М. Аблокi ……………………………………………………………….. |
26 |
ЗИМА ………………………………………………………………………………... |
29 |
Дорофей Н. Зима ………………………………………………………………………. |
31 |
Старченко А. Первый снег ………………………………………………………….. |
31 |
Шиманович К. Зімовы лес ………………………………………………………….. |
33 |
ЛЕТО …………………………………………………………………………………... |
35 |
Павлють А. Лето …………………………………………………………………….. |
37 |
Масюк Е. Кто лучше? ……………………………………………………………….. |
37 |
ОСЕНЬ ………………………………………………………………………………… |
39 |
Воронецкая А. Осенний лист ………………………………………………………. |
41 |
Лях К. Клен и Ива …………………………………………………………………… |
41 |
Адамович М. Неизбежность ………………………………………………………... |
41 |
ВЕСНА …………...……………………………………………………………………. |
43 |
Мамончик А. Весна …………………………………………………………………. |
45 |
Кремич В. Весна …………………………………………………………………….. |
45 |
Белявская П. Весна ………………………………………………………………….. |
45 |
Масюк Е. Весна ………………………………………………………………………... |
45 |
МАМА …………………………………………………………………………………. |
49 |
Жидович Е. Моей маме ……………………………………………………………... |
51 |
Козленя С. Мама …………………………………………………………………….. |
51 |
Старченко А. Мама ……………………………………………………………………. |
52 |
Проза
Новицкая Валентина, 12 лет
Удивительные приключения девочки Яны
(сказочная история)
Когда-то на земле жили люди, которые не умели читать и писать. Но постепенно люди развивались и научились это делать. Однако история моя не будет не о них, а о девочке Яне. Я хочу рассказать вам, как она полюбила чтение и книги.
Раньше Яна не любила читать. Чтение было для неё настоящей мукой и наказанием, поэтому в библиотеку она не любила ходить. Но вот однажды учительница дала домашнее задание: сходить в библиотеку и взять книгу для внеклассного чтения. Ей нехотя пришлось идти туда
Придя в библиотеку, девочка стала искать нужную ей книгу. Вдруг на дальней полке она увидела старую, потрёпанную книгу, написанную от руки. Яне стало интересно, что же это за книга, кто и зачем когда-то так старательно писал её, и о чём она. Забыв о домашнем задании, Яна помчалась домой, держа старую книгу под мышкой. Она так увлеклась чтением этой книги, что не заметила, как уснула…
Когда девочка открыла глаза, произошло чудо – она оказалась в Древнем Египте. Проходя мимо древней пирамиды. Яна увидела мастерскую. В которой сидели люди и острыми палочками выводили на глиняных дощечках иероглифы. От одного из писарей любознательная путешественница узнала, что так создаются книги. Занятие это долгое и тяжёлое - выводить на мягкой глине незатвердевших еще табличек, под лучами палящего солнца , маленькие иероглифы…
Яне стало жалко писарей \. Присев в теньке под пальмой, она стала думать, как им помочь. За этим занятием она даже не заметила, как опять задремала.
Открыв через некоторое время глаза, девочка увидела Великую китайскую стену и поняла, что теперь она находится в Китае. Навстречу ей шёл человек, который оказался мастером по изготовлению бумаги. Маленькая путешественница рассказала ему, как тяжело приходится людям, которые не знают, что такое бумага. Тогда мастер ей секрет её изготовления.
Едва Яна закрыла глаза, как она вновь оказалась в Египте, во дворце фараона. Узнав от Яны секрет изготовления бумаги, он так обрадовался, что даже заплясал от радости и приказал придворным осыпать девочку подарками…
Проснувшись, Яна ещё долго не могла понять, сон это был или явь… Но для себя она твёрдо решила, что завтра обязательно пойдет в библиотеку за новой книгой, которая откроет ей удивительные тайны и подарит увлекательные приключения. С тех пор девочка ни одного дня не могла прожить без книги и стала постоянным посетителем библиотеки.
Любовь спасёт мир
(сказка)
Однажды в город Цветов приехала Принцесса из страны Ландышей. Она была очень красивая, волосы у неё были белые, как снег, а глаза сияли, как весеннее солнце. Все цветы сразу влюбились в Принцессу Ландышей за её красоту и доброту, за исключением злой Лилии, которая тоже была красивой, но очень злой и вредной.
Однажды коварная Лилия придумала план и похитила Принцессу. Король очень расстроился и послал гонцов по всем городам с указом: «Тот, кто найдёт и спасёт Принцессу Ландышей, получит её руку и ещё полцарства в придачу!» Вместе со всеми этот указ услышали два рыцаря-Пиона. Они сразу приняли решение спасти Принцессу. Первый рыцарь мечтал стать богатым и заполучить полцарства. А второй давно любит принцессу и боялся признаться ей в этом.
Снарядив своих коней, оба рыцаря отправились в путь – каждый за своей мечтой. На пути у них возникало много препятствий. Вначале дорогу преградил непереходимый лес, где первый рыцарь потерял своего коня. Второй рыцарь был добрым и отдал ему своего коня, а сам пошёл пешком. Бедный рыцарь Пион исколол все свои ноги, но ни слова не сказал об этом своему другу. Всё. Что терял первый рыцарь, ему бескорыстно отдавал второй. Вместе они смогли преодолеть все испытания, которые подготовила им злая Лилия и добраться до замка, где держали в заточении Принцессу Ландышей.
Лилия придумала последнее испытание, которое нужно было преодолеть обоим Пионам. Она задала им всего лишь один вопрос: «Зачем ты спасаешь Принцессу?» Первый рыцарь, который остался цел и невредим, не задумываясь, ответил: « Я всю жизнь мечтал стать богатым и получить полцарства! Спасая Принцессу, я получил такую возможность!» Лилия лишь рассмеялась ему в ответ, и в ту же минуту дракон, охраняющий замок злобной хозяйки, испепелил первого рыцаря-Пиона. На том месте, где он стоял, осталась лишь кучка пепла, которую тут же развеял ветер.
Лиля снова спросила второго рыцаря: «Зачем ты спасаешь Принцессу Ландышей?» Измученный рыцарь покачивался от усталости, но , собравшись с силами, ответил: «Я хочу, что бы моя любимая Принцесса вновь обрела свободу! Пусть я погибну, но спасу её!» И в тот же миг земля задрожала и замок коварной Лилии исчез. На его месте появился чудесный цветок. Когда его лепестки раскрылись, из него вышла и Принцесса Ландышей, живая и невредимая.
Рыцарь Пион и Принцесса взялись за руки и отправились назад, в страну Ландышей, глее они больше никогда не расставались и прожили долгую жизнь в любви и радости. А злобная Лилия, оставшись без своего замка, поняла, что самая большая сила на Земле – это ЛЮБОВЬ!
Моряки
Однажды в руки мальчику Юре попала книга «Повелите морей». Из неё он узнал, как сделать плот. Юра вышел во двор и позвал своих друзей: «Эй, идите скорее сюда!»
Ребята оставили свои дела и незамедлительно прибежали к своему другу. Когда все были в сборе, Юра с важным видом объявил, что вскоре они все станут моряками и отправятся в путешествие по местной реке к морю. Для этого им необходимо будет построить плот. Маленькая Анечка стала говорить, что одним, без взрослых, ходить на речку опасно, но её перебил Колька, который с важным видом сказ, что он уже нее раз ходил на речку, и ничего страшного в этом нет.
Все друзья согласились с предложением Юры и решили завтра с утра пораньше отправиться в путь. Но для этого им нужно было вначале построить плот.
Во дворе закипела работа. Юра назначил ответственных за подготовку к походу. Коля должен был раздобыть доски и верёвку , Анечка собрать еду, а Наташе было поручено найти парус. Все бросились выполнять поручения.
Коля, осмотрев двор, не нашёл ничего лучшего, как разобрать забор, окружавший сад. Сохнувшие трусы и маки не остановили его желания стянуть бельевую верёвку. Наташа, заметив праздничную скатерть, висевшую рядом, решила, что из неё получится чудесный парус.
Когда все снова собрались вместе, началось строительство плота. Конечно, Юра в «Повелителе морей» читал, что связывать брёвна нужно морским узлом, но так, как солнце уже садилось, и скоро нужно было идти домой, было решено связывать доски обычными узлами.
Плот получился просто замечательным. Следующим утром ребята собрались на берегу реки. Спустив плот на воду, и взобравшись на него всей командой, юные моряки отправились в путь.
Но не успели они доплыть и до середины реки, как Анечка вдруг вскрикнула, заметив, что крайние доски плота отвязались и самостоятельно поплыли по реке. Капитан Юрка приказал выбросить лишний груз, но это не помогло: плот медленно опускался по воду. В страхе ребята наперебой начали кричать. Услышав крики детей, родители детей выбежали на улицу. Мама Анечки, увидев происходящее, чуть не упала в обморок. Папа Коли с криками бегал по берегу и уже был готов броситься в воду, но тут из-за поворота реки выплыл на лодке дядя Макар. Он рыбачил неподалеку, услышал крики и поспешил на помощь детям.
Дети были благополучно доставлены на берег, где все получили нагоняй от своих родителей.
Долго ещё они вспоминали своё неудавшееся морское путешествие, поглаживая место, на котором обычно сидят… но с тех пор каждый из них твёрдо усвоил правило: играть на воде без присмотра взрослых опасно!
Шерстабитава Алина
Спрэчка
(казка)
Прыгожыя кветкі, сядзечы на клумбе, пачалі спрачацца паміж сабой, хто з іх прыгажэй і важней.
- Мы сымыя прыгожыя! Навыперадкі крычалі чырвоныя ружы.
- Не, мы самыя прыгожыя! – пярэчылі ім, міргаючы жоўта-блакітнымі вочкамі, віёлы.
- Я - незвычайная кветка, - ускінўся ў спрэчку гладыёлус. – Пастаўце мяне ў ваду, і я буду трымаць сваю прыгожосць яшчэ доўга-доўга: засохне адна кветка – з’явіцца другая.
- Ой, не смяшыце мяне! – хваліўся васілёк. – У мой гонар нават хлапчукоў называюць. Так і спрачаліся бы кветкі яшчэ невядома колькі, але тут рыпнулі веснічкі – у сад прыйшла Ганулька. Яна зрэзала ўсе кветкі, якія спрачалія. На клумбе засталіся толькі астры.
- Даспрачаліся! – смяяліся яны, ківаючы рознакаляроваымі галовамі.
Лирика
О жизни
Побегайло Маргарита, 15 лет
Жывая планета
Хто ведае – что даражэйшае на свеце?
Дарослыя ведаюць? Ведаюць дзеці!
Вачыма дзяцей паглядзіце на свет –
Убачыце зорак мільёны, планет.
Глядзіце вачыма дзяцей вы на мора,
На лес і на поле, на снежныя горы –
І ўбачыце раптам ( не сон – ява гэта!):
Жывая яна – наша дзіва-планета!
Козленя Сергей, 16 лет
Признание
Как давно мы с тобою общаемся,
Сколько времени вдаль утекло…
Но сегодня опять я в отчаяньи –
Не задел, видно, сердце твоё.
Я о чувстве сказать порывался
В шуме каждого школьного дня…
Но порыв мой молчанием остался –
Не хотела ты слушать меня.
Я в признаниях – полный невежда:
Не любил никого до тебя.
Но живёт в моём сердце надежда,
Что в ответ ты полюбишь меня.
Казловская Галина, 16 лет
Вода – и радость, и беда…
Вода – и радость, и беда,
Нужна она везде, всегда.
Помыть посуду, искупаться –
Воды здесь нечего бояться.
Чтоб никогда не знать беды,
Простой свод правил помни ты.
Коль будешь помнить их, тогда
С тобой поджружиться вода.
«В жару лесть в воду не спеши –
Остынь сперва в теньке, в тиши», -
Гласит народная молва.
И это верные слова!
« Разумным будь, не зная броду,
Не торопись – не прыгай в воду!»
Едва пришла зимы пора,
На речку мчится детвора .
На льду там можно порезвиться,
Но лёд ведь может проломиться!
Пришла весна, стал лёд крошиться:
На льдине вот бы прокатиться!
Но льдина откололась вдруг
И поплыла – какой испуг!
На тонкой льдине – быть беде.
Мгновение – и ты в воде…
Но коль упал, то не теряйся,
За все, что плавает, хватайся.
Спасатель рядом, на чеку –
Поможет людям и щенку.
Но только сам ты не плошай
И правила не нарушай!
Козловский Павел, 12 лет
Помните!
Огонь! Пожар! Опять беда –
Спешат пожарные туда.
Дом старый запылал, как свечка.
Осталась без присмотра печка?
Иль обранидл окурок кто-то?
Пожарным предстоит работа!
С пожаром справится пожарный,
Ведь рядом – верный друг-напарник.
Чтобы пожара избежать,
Свод правил нужно выполнять:
Утюг в сети не оставлять,
И чайник вовремя снимать.
Коль начал вдруг искрить, гореть
Прибор, который вы включили в сеть –
Лить воду на него нельзя.
Про это помните, друзья!
Побегайло Маргарита, 15 лет
Сила веры
Стоит стебелёк в поле –
Он в поле растёт на воле.
Свободен он, счастлив –
Не страшится ненастья:
Туча чёрная мчится,
Но малыш не боится.
Он верит и ждёт:
Солнце снова взойдёт!
Настроение
Когда все капли туча отпускает,
Дожди идут, а солнца нет давно.
Настроение сразу ж исчезает,
Поет о грусти с небом заодно.
Не понимает настроение порою,
Как мы подвластны его воле.
Смеемся ,веселимся мы с тобою.
Вдруг--угаснет радостное пламя поневоле.
То пламя жизни и улыбки,
То пламя всем принадлежит.
Оно затихнет в звуке скрипки,
Оно и в дождь надолго замолчит.
Лагунович Максим, 13 лет
Аблокі
Аблокі ў небе нада мной плывуць.
Што людзям у сабе яны нясуць?
Дождж, буру, калі знікне сонца?..
Гадаць магчыма тут бясконца.
Нагадваюць аблокі нам звяроў,
Ці казачнай краіны жыхароў.
Яны за далягляд ляцяць-плывуць,
На жаль – не вельмі доўга тут жывуць:
Цішэй за ўсіх – без лішніх гукаў, слоў
Знікаюць, не пакінуўшы слядоў…