Презентация https://1drv.ms/p/s!Ap9X9J13WzNhfi3NdCZ0q-OTyBU?e=Sue4jU
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯМ
МУЗЕЕВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь № 52 от 4 декабря 2002 г. в своей деятельности музеи учебно-воспитательных учреждений руководствуются «Палажэннем аб музеі ўстановы адукацыі».
Создание музея – итог целенаправленной творческой поисково-исследовательской работы коллектива учреждения образования и возможно при наличии:
- актива учащихся, способного осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную, культурно-просветительную работу;
- руководителя-педагога, а так же при условии активного участия в этой работе педагогического коллектива, родителей и других заинтересованных лиц;
- отдельного помещения и оборудования, которые обеспечивают сохранность музейных экспонатов и условий для их показа;
- экспозиции, которая соответствует по содержанию и оформлению современным требованиям и насчитывает не менее 100 подлинных экспонатов;
- собранной и зарегистрированной в инвентарной книге коллекции музейных предметов, которая даёт возможность создать музей определённого профиля.
На музеи учебно-воспитательных учреждений по правилам учёта, сохранности и использования движимых и отдельных недвижимых историко-культурных ценностей Музейного фонда названных учреждений распространяются положения нормативных документов, которые действуют для государственных музеев – «Інструкцыя аб парадку камплектавання, уліку, навуковай апрацоўкі, захавання і выкарыстання прадметаў Музейнага фонду Рэспублікі Беларусь», зацверджана загадам Міністэрства культуры № 19 ад 20.01.1997 г.
Все подлинные памятники истории, культуры и природы, хранящиеся в фондах музеев, являются общенародной собственностью, входят в состав Музейного фонда Беларуси и подлежат государственному учёту в установленном порядке.
Ответственность за организацию сохранности фондов музея несёт директор учебно-воспитательного учреждения, в котором работает музей. В тех случаях, когда в музей поступают предметы истории, культуры и природы, имеющие большую историческую ценность и государственное значение, а так же предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем учреждения образования, музей должен передать их в государственный музей, который фиксирует их как дар школы и представляет взамен подлинников копии и муляжи.
В случае прекращения деятельности музея учреждения образования, вопрос о передаче его фондов как в государственные, так и в общественные музеи решается органами образования и органами культуры и оформляется соответствующим приказом. В других случаях музей консервируется и опечатывается. Руководитель музея или представитель учебно-воспитательного учреждения совместно с представителями органов образования и культуры составляют акт наличия экспонатов.
ФОНД МУЗЕЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Весь собранный материал составляет фонд музея. Он состоит из основного музейного фонда и научно-вспомогательного.
Основной фонд - это подлинные предметы, представляющие собой первоисточники сведений о природе и истории общества. Эти материалы и составляют основу музея.
I. К основному фонду относятся:
а) в музеях исторического и краеведческого профиля:
- археологические материалы;
- этнографические предметы;
- нумизматические предметы;
- образцы труда и продукции;
- научные и бытовые приборы и инструменты;
- оружие, обмундирование;
- предметы быта и одежды;
- произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, имеющие документальное, мемориальное или художественное значение;
- фотографические материалы, имеющие документальное, мемориальное и художественное значение;
- книги рукописные, старопечатные;
- рукописные и печатные документы;
- документальные и художественные киноматериалы;
- мемориальные предметы государственных и общественных деятелей, выдающихся представителей науки и культуры, частных лиц.
б) в музеях (отделах) естественно-исторического профиля:
- образцы природы, обработанные и законсервированные для длительного хранения;
- объекты живой и неживой природы;
- подлинные изобразительные материалы, характеризующие природные условия (картографические, фотографические и произведения изобразительного искусства);
- биогруппы и ландшафтные диорамы, с научной точностью воспроизводящие естественную обстановку изученных музеем природных участков и основанные на подлинных научно обработанных материалах.
в) в музеях (отделах) литературного, театрального, музыкального профилей:
- произведения художественной литературы, драматургии и публицистики (рукописи, печатные издания с правкой или автографом автора);
- документы, фотографии, произведения изобразительного искусства;
- эскизы и макеты декораций, театральных костюмов;
- иллюстрации к литературным произведениям;
- мемориальные предметы быта;
- музыкальные инструменты;
- фонозаписи и кинофильмы.
г) в музеях художественного профиля:
- произведения всех видов изобразительного искусства, декоративно-прикладного и монументального в соответствии с узким профилем каждого конкретного музея.
д) в музеях мемориального профиля:
- мемориальные предметы, принадлежащие частному лицу или его ближайшему окружению (вещевые, изобразительные, письменные памятники, кинофотодокументы), или связанные с памятным событием;
- произведения литературы и искусства, посвящённые частному лицу или событию.
В музеях всех профилей, работающих на общественных началах, хранение предметов, выполненных из драгоценных металлов и драгоценных камней или их содержащих (в т.ч. орденов и медалей, а также предметов древнерусского искусства), запрещается. Такие предметы передаются в фонды государственных музеев и хранятся в специально отведённых для этого помещениях или в несгораемых шкафах и сейфах. Запрещено брать на хранение следующие ордена и медали, в состав которых входят драгоценные металлы: медаль «Золотая Звезда» (знак отличия Героя Советского Союза), золотая медаль «Серп и молот» (знак отличия Героя Социалистического Труда), медаль «За отвагу», медаль Ушакова, медаль «За боевые заслуги», медаль «За отличие в охране государственной границы СССР», медаль «За отличную службу по охране общественного порядка», медаль Нахимова, юбилейная медаль «XX лет РККА», медаль «За трудовую доблесть», медаль «За трудовое отличие», медаль «За отвагу на пожаре», медаль «За спасение утопающих», медаль «Партизану Отечественной войны» I степени, медаль «Ветеран труда», медаль «Медаль материнства» I степени.
Хранение холодного и огнестрельного оружия, непригодного к использованию, осуществляется только с разрешения органов МВД города (района).
II. К научно-вспомогательному фонду относятся:
- различные воспроизведения (фотокопии, слепки, муляжи, макеты), копии, реконструкции, карты, диаграммы, схемы, планы, а также другие материалы, изготовленные или приобретённые музеем в процессе комплектования фондов, изучения или экспонирования музейных предметов;
- образцы скоропортящихся сельскохозяйственных культур и других натуральных материалов, подверженных порче и требующих частой замены.
К научно-вспомогательному фонду рекомендуется относить и подлинные предметы, требующие обширной реставрации, которую проводят высококвалифицированные специалисты. После проведения реставрации, предмет может быть (по решению совета музея) переведён в основной фонд.
УЧЁТ И НАУЧНОЕ ОПИСАНИЕ МУЗЕЙНОГО ФОНДА
Учёт в школьном музее преследует две цели:
- обеспечение сохранности самого предмета;
- научная охрана предмета, т.е. обеспечение сохранности сведений, имеющихся о предмете. Утрата научных сведений о предмете равнозначна потере самого предмета.
Все фонды музея подлежат строгому документальному учёту, обеспечивающему их юридическую охрану, а также создание условий для их изучения и рационального использования.
Учёт фондов предусматривает следующие этапы:
- актирование всех поступивших в музей материалов;
- регистрацию и описание материалов в Книге учёта фондов.
Все поступившие в музей материалы проходят актирование на постоянное или временное хранение. Акты составляются на все материалы, поступающие в музей от государственных учреждений, общественных организаций и отдельных лиц, а также материалы, передаваемые от других музеев. Акты приёма составляются и оформляются во время приобретения предмета.
Для актов используются специальные бланки или чистые листы бумаги со штампом учреждения, при котором действует музей, и заполняются под копирку шариковой ручкой в двух экземплярах. Один акт (второй экземпляр) остаётся у лица, передающего экспонат, а первый экземпляр хранится в музее. Если бухгалтерия РОО (ГОО) оплачивает стоимость предмета, то третий акт заполняется для неё. Особое внимание уделяется заполнению той части акта, где говорится, на какое хранение (временное или постоянное) передаётся предмет, чтобы в дальнейшем избежать проблем с наследниками предмета.
Основным документом учёта и охраны материалов является Книга учёта экспонатов музеев учебных заведений (инвентарная книга), в которой записываются экспонаты основного фонда. Запись в инвентарную книгу должна производиться одновременно с поступлением предмета в музей. Инвентарная книга с пронумерованными листами должна быть прошнурована и скреплена печатью. Запрещается из инвентарной книги вырывать листы. Исправления или дополнения допускаются в крайних случаях и делаются красными чернилами. При этом неверная запись зачёркивается таким образом, чтобы текст прочитывался, а над ним записывались новые данные. Обо всех исправлениях делается соответствующая оговорка в графе «Замечания», которая заверяется подписью директора музея. Приобрести инвентарную книгу можно в отделе образования.
Для экспонатов вспомогательного фонда рекомендуется завести отдельную тетрадь со следующими графами:
- №№;
- дата записи;
- название и краткое описание предмета;
- количество;
- источник поступления;
- примечания.
ГРАФЫ КНИГИ УЧЁТА ЭКСПОНАТОВ МУЗЕЕВ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
1. «Инвентарный номер»
Порядковый номер даётся каждому предмету, который становится его учётным обозначением. При групповых поступлениях каждый предмет получает дробный номер. Например, чайный набор имеет общий номер 200, включает 12 предметов, т.е. № 200/1-12 и поэтому каждый предмет из набора получает свой порядковый номер: № 200/1, № 200/2, № 200/3 и т.д.
Одновременно этот номер проставляется и на самом предмете – предмет шифруется (получает учётное обозначение). Учётные обозначения состоят из зашифрованного (сокращённого) названия музея и порядкового номера, присвоенного предмету по Книге учёта фондов, например – СШКМ. СШКМ расшифровывается как Сновский школьный
75
краеведческий музей, а цифра 75 обозначает порядковый номер предмета по Книге учёта экспонатов.
Существуют определённые правила нанесения шифра на предмет. Так, при шифровке тканей порядковый номер пишется тушью на небольшом куске белой ткани, который затем пришивается с изнаночной стороны экспоната. Деревянные предметы шифруются масляной краской, металлические – эмалевой, керамические – тушью. На фотографиях и документах номер пишется на обратной стороне в нижней его части карандашом слева, в книгах – на 4, 17 и последней странице в левом нижнем углу карандашом. На сухих и сыпучих предметах, хранящихся в коробках и банках, порядковый номер пишется на этикетке, вложенной внутрь коробки. К мелким предметам прикрепляются подвесные ярлычки, на которых проставляется номер. Главное условие учётного обозначения – порядковый номер наносится на предмет так, чтобы не повредить его и чтобы номер не бросался в глаза (на посуде – на дне поддона, на мебели – снизу, на чучелах – на задней стороне подставки и т.д.).
2. «Дата записи»
Проставляется дата регистрации предмета в книге.
3. «Время, источник и способ поступления»
Регистрируется когда, от кого поступил предмет (ФИО, наименование учреждения, его адрес, поступил в музей в качестве безвозмездной передачи, в результате экспедиции и т.д.). Указывается номер и дата акта приёма, все сопроводительные документы, прилагаемые к акту (легенды, дарственные записи и т.д.).
4. «Наименование и краткое описание предметов»
Наименование предмета начинается с главного предметного слова (в скобках записывается местное название), например: костюм мужской, часы ручные, куропатка серая и т.д.
При описании произведений изобразительного искусства указывается автор и даты его жизни (если известно), затем краткое описание (для живописи, скульптуры, сюжетной фотографии – описание сюжета). Описание портретных фотографий начинается с фамилии и инициалов заснятого лица; указывается место и время сделанного снимка (если известно); тип портрета. Описание фотографий с групповыми изображениями включает общее наименование группы, поименное перечисление входящих в неё лиц слева направо с указанием должности (общественного положения). Описание фотографий, воспроизводящих различные события, производственные процессы, виды местности, предметы начинаются с наименования сюжета. Описание документальных материалов, при отсутствии определённого автора, начинается с названия самого документа. При описании книг, рукописей, документов, альбомов указывается количество листов. Если отсутствует точная датировка предметов, указывается приблизительная дата или дата со знаком вопроса. В описании предмета фиксируются все надписи, подписи, знаки и иные пометки на предмете.
Этнографические предметы
1. Название предмета (сначала общепринятое, а затем местное).
2. Время создания (года, века).
3. Мастер или владелец вещи.
4. Назначение предмета.
5. Описание предмета: форма, цвет, украшения (описать кратко так, чтобы можно было представить предмет).
Книга
1. Название предмета – «Книга».
2. Автор.
3. Название книги.
4. Издательство, год издания.
5. Дарственная надпись (если есть).
Документы
1. Название документа – «Грамота», «Свидетельство»…
2. Кому, за что, от кого, год выдачи.
Газета
1. Название предмета – «Газета».
2. Название газеты, номер, за какое время.
3. Почему взята на учёт (праздничная; имеет статью, соответствующую содержанию музея…).
Открытка
1. Название предмета – «Открытка».
2. Название сюжета открытки: новогодняя, рождественская, пасхальная…
3. Автор.
4. Описание сюжета.
Фотоснимок
1. Название предмета – «Фотоснимок».
2. Описание фотоснимка: если сюжет, то краткое его описание; если группа людей, то слева направо их пересчёт с указанием ФИО, должности.
3. Время, когда сделан фотоснимок.
Чучела
1. Название на языке музея и по латыни; самец или самка (значком).
2. Отряд (на языке музея и по латыни).
3. Характерный окрас.
4. Поза (спокойная; мышка моется; мышка сидит на задних лапках…).
5. Места проживания.
6. Дата, когда животное убито и где (если известно).
Растения (гербарий).
1. Название растения на языке музея и по латыни.
2. Название семейства на языке музея и по латыни.
3. Место сбора (сосновый лес, 1997 г.).
5. «Количество»
Отмечается количество предметов, образующих одну единицу хранения. Например, чайный набор, состоящий из шести чашек и шести блюдец, будет обозначен в этой графе цифрой 12.
6. «Размер или вес»
Размеры предмета указываются в сантиметрах следующим образом: для прямоугольных предметов – высота и ширина; для круглых и эллипсовидных – наибольший диаметр; для объёмных предметов – три измерения: ширина, высота и глубина. Для костюмов даются размеры: ширина плеч или пояса и длина. Понятие «вес» подразумевал наличие драгоценных металлов или камней в предмете, но в школьных музеях экспонировать такие предметы запрещено.
7. «Материал»
Регистрируется материал, из которого изготовлен предмет. При заполнении этой графы конкретизируется особенность материала, а именно:
а) вид древесины (берёза, дуб, красное дерево и т.д.);
б) вид металла (бронза, железо, медь и т.д.);
в) вид ткани (шёлк, шерсть, хлопок и т.д.);
г) тип бумаги (тиснёная, гербовая, почтовая, с водяными знаками…).
Если вещь состоит из различных материалов (например, сочетание металла с камнем, дерева с кожей и т.д.) это тоже указывается. После обозначения материала указываются следующие данные:
а) техника исполнения (фабричная, ручная и т.д.);
б) технология и способ производства (литьё, чеканка, гравировка…);
в) способ издания (типографский или ручной).
8. «Сохранность»
Подробно описывается материальное состояние предмета (все дефекты и повреждения), при этом указываются места особенно значительных повреждений. Например, «Оторван правый нижний угол», «Левый край покрыт ржавчиной», «Текст на 2-ой странице утрачен». При отсутствии дефектов пишется «Полная» (сохранность).
9. «Место хранения»
Графа заполняется карандашом, где указывается точное местонахождение экспоната: № витрины, шкафа или папки в фондохранилище.
10. «Замечания»
В этой графе могут быть сделаны оговорки об исправлениях, допущенных во время описания предмета, которые заверяются директором музея. В графе делается пометка, если экспонат передан по акту на постоянное хранение в другой музей.
При изучении поступивших экспонатов в музей можно использовать следующие издания.
Рябцевич В.Н. «Нумизматика Беларуси» Мн.1995г.
Щёлоков А.А. «Монеты СССР» М. 1989г.
Сенилов Б.В. « Военные деньги Второй мировой войны» М. 1991г.
Орлов А.П. « Монеты России 1700-1917 гг.» Мн. 1994г. (ценник).
Кучеренко Э.И. Мошнягин Д.И. «Нумизматика в школе» М. 1968г.
Малышев А.И. Таранков В.И. Смиренный И.М. «Бумажные денежные знаки России и СССР» М. 1991г.
Колесников Г.А. Рожков А.М. «Ордена и медали СССР» Мн. 1986г.
Круглов Г.Е. «Что такое фалеристика» Мн. 1983г.
«Значки, жетоны добровольных обществ (1920-1941 гг.)» Мн. 1987г. (каталог).
Энциклопедия «Археология и нумизматика Беларуси» Мн. 1993г.
Энциклопедия «Этнография Беларуси» Мн. 1989г.
Низина И.Д. «Белорусские народные музыкальные инструменты» Мн. 1979г.
Курилович А.Н. «Белорусское народное ткачество» Мн. 1981г.
Селивончик В.И. «Возрождение ремесла» Мн. 1993г.
«Беларускае народнае адзенне» Мн. 1975г.
Кацар М.С. “Беларускі арнамент. Ткацтва. Вышыўка.” Мн. 1996г.
Сахута Я.М. «Народная разьба па дрэву» Мн. 1978г.
Яницкая М.М. «Беларускае мастацкае шкло» Мн. 1977г.
Жук В.И. «Современная белорусская керамика» Мн. 1984г.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ХРАНЕНИЯ ПОДЛИННЫХ МАТЕРИАЛОВ В ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЯХ
Организация хранения фондов музея имеет целью обеспечить их сохранность (как в фондохранилище, так и в экспозиции) от возможных повреждений, разрушений, хищений и порчи, а также создание условий для использования коллекций в работе музея.
Помещение музея должно быть изолировано и снабжено противопожарным инвентарём и оборудованием.
Для предупреждения хищений помещение музея в нерабочее время запирается, пломбируется или опечатывается. Окна музея на первом этаже снабжаются железными решётками.
Для защиты предметов от действия естественного света все окна должны быть снабжены шторами (особенно для предохранения предметов от прямого попадания солнечных лучей).
Для правильной организации хранения фондов большое значение имеет оборудование фондохранилищ. Наиболее доступным видом оборудования являются стеллажи или полки, на которых можно хранить крупногабаритные предметы, не боящиеся света (керамика, стекло, металл).
Правила хранения предметов в фондохранилищах разных групп различны. Рукописные и печатные материалы хранятся в папках не подшитыми и не более 100 листов в каждой, желательно в порядке учётных номеров. Документы с нестойкой краской должны быть переложены листами чистой бумаги. Фотографии, если они составляют единый тематический комплекс с документами, хранятся вместе с ними, но вкладываются в отдельные конверты. Остальные фотографии нужно помещать в конверты и хранить в вертикальном положении. Негативы заворачиваются в мягкую бумагу, вкладываются в чёрные конверты и хранятся в вертикальном положении. Рисунки, гравюры, литографии, акварели и другие художественные произведения на бумажной основе хранятся в папках и прокладываются мягкой белой бумагой.
ХРАНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ОСНОВНОГО ФОНДА НА ЭКСПОЗИЦИИ
Витрины и стенды с экспонатами в экспозиционных залах нельзя располагать вблизи отопительных систем (в этих случаях должны быть оградительные щиты). Для предохранения экспонатов от воздействия света (выгорания и нагревания) экспозицию размещают в местах, не освещаемых прямыми лучами солнца. Окна необходимо закрывать плотными шторами. Для особо чувствительных к свету экспонатов (документов, фотоматериалов, тканей, графики, акварели, зоологических и ботанических коллекций и др.) применяются шторы и занавески из плотного материала на витринах и стендах.
При оформлении и монтаже экспонатов запрещается применение клея для крепления подлинных документов, фотографий, произведений живописи и др.
Запрещается крепление предметов гвоздями, булавками, кнопками. Помимо механических повреждений (разрыв ткани, бумаги, трещины на дереве) они приводят к появлению ржавчины.
Одежду в экспозиции и хранилище желательно подвешивать на специально подогнанных плечиках, концы которых обматываются ватой и обшиваются холстом.
Хранение музейных экспонатов требует определённого температурно-влажного режима. Помещения должны быть сухими и хорошо вентилируемыми. Температура воздуха должна быть + 10 - +25 градусов; относительная влажность воздуха не должна превышать 50-60%. Регулировать её можно путём проветривания помещений и искусственного увлажнения с помощью ванночек с водой.
Основной профилактической мерой от воздействия на музейные предметы вредителей (грызунов, моли, жучков-точильщиков) является систематическое проветривание материалов и удаление с них пыли, способствующей размножению вредителей. При необходимости дезинфекции помещения музея следует обращаться в районные центры гигиены и эпидемиологии (отделение профилактической дезинфекции).
Во всех случаях реставрации или профилактической консервации предметов основного фонда следует обращаться к специалистам- реставраторам.
СОВЕТ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ
Обязательное условие существования музея – постоянный актив учащихся, способных вести под руководством учителя систематическую поисковую и исследовательскую работу, участвовать в комплектовании, учёте и хранении фондов, в показе и пропаганде собранных документов.
Руководит работой совет музея, который избирается на собрании актива музея. Совет музея может иметь следующую структуру:
- сектор сбора, учёта и хранения материалов – организует и проводит походы, экскурсии и экспедиции для пополнения фондов музея; изучает собранные материалы, обеспечивает их обработку, учёт и хранение; ведёт музейную документацию;
- сектор оформления экспозиций и выставок – создаёт и обновляет экспозиции музея, создаёт передвижные выставки;
- сектор экскурсий – из числа учеников 5-10 классов готовит экскурсоводов по разделам музея, проводит экскурсии, составляет график их проведения;
-сектор переписки – устанавливает и поддерживает переписку и связь с разными учреждениями и частными лицами, государственными и школьными музеями;
- сектор культурно-массовой работы – занимается организацией внеклассной работы в школе и среди местного населения.
Формы массовой работы школьного музея – это беседы, вечера (тематические, вечера-портреты, творческие, знаменательных дат…), Вахты памяти, встречи, викторины, конкурсы, Дни музея, лекции, устные журналы, конференции, слёты и т.д.
Совет музея составляет перспективный (на три года) и годовой план работы, который утверждается директором школы.
План может иметь следующую структуру.
1. Организационная работа (руководство работой музея) – планирование вопросов, связанных с организацией работы совета музея: проведение заседаний совета, распределение обязанностей между его членами, поручение заданий и отчёт об их выполнении, планирование новых экспозиций и т.д.
2. Научно-исследовательская и поисковая работа. Разработка заданий экспедиционным отрядам; планирование походов и экскурсий, связанных с пополнением фондов музея; изучение и обработка собранного материала – работа с научной литературой, периодической печатью и т.д.
3. Экспозиционная работа. Планирование постоянных, временных, передвижных выставок, новых экспозиций и их оформление.
4. Экскурсионная работа. Создание групп экскурсоводов и лекторов, их подготовка (изучение материалов музея, научной литературы по конкретной теме, специальные занятия по выработке навыков лекторского мастерства, умения вести тематические и обзорные экскурсии).
5. Массовая работа. Планирование мероприятий в музее, школе, по месту жительства учащихся, с родителями, шефами, местным населением и т.д.
ДОКУМЕНТАЦИЯ МУЗЕЯ
Каждый музей учебно-воспитательного учреждения должен иметь следующую документацию:
- паспорт музея;
- инвентарную книгу для основного фонда;
- учётную тетрадь для вспомогательного фонда;
- акты приёма экспонатов;
- план работы музея, утверждённый директором школы;
- протоколы заседания совета музея (1 раз в четверть);
- план и тексты проводимых экскурсий;
- план работы Совета экспедиции «Наш край»;
- задания экспедиционным отрядам;
- результаты выполнения поисковых заданий за предыдущий год;
- журнал учёта работы со следующими графами:
порядковый номер;
дата;
характеристика группы (школьники, взрослые);
количество человек;
наименование мероприятия;
тема;
ответственный за проведение;
- книга отзывов.
В методическом уголке музея должны находиться:
- приказ Министерства образования Республики Беларусь от 09.01.2004 г. № 1 “Аб правядзенні IV этапа Усебеларусскай турысцка-краязнаўчай экспедыцыі навучэнцаў “Наш край”;
- “Палажэнне аб музеі ўстановы адукацыі” – приказ Министерства образования Республики Беларусь от 04.12.2002 г. № 52;
- приказ директора учреждения образования об открытии музея;
-приказ директора учреждения образования о назначении руководителя музея;
- протоколы педсоветов с информацией о работе музея (1 раз в год);
- методическая литература.
РЭКАМЕНДАЦЫІ ПА ЗАПАЎНЕННІ УЛІКОВЫХ КАРТАК МУЗЕЯЎ УСТАНОЎ АДУКАЦЫІ
Рэкамендацыі падрыхтаваны як метадычны дапаможнік для правільнага пісьменнага запаўнення бланкаў уліковых картак музеяў устаноў адукацыі і адрасуюцца кіраўнікам музеяў.
НАЗВА МУЗЕЯ.
Назва музея ўстановы адукацыі залежыць ад вызначанай тэматыкі зместу музея. Яна запаўняецца на падставе апошняга загаду кіраўніка ўстановы адукацыі, дзе знаходзіцца музей. Гэты загад можа гучаць наступным чынам: “Аб адкрыцці музея...”, “Аб перапрафіляванні музея...”, “Аб змяненнях у экспазіцыі музея...”, “Аб змяненні назвы музея...” і г.д.
Назва музея павінна быць дастаткова канкрэтнай, каб наведвальнік, яшчэ не пераступіўшы парог музея, мог уявіць сабе, з матэрыяламі якога перыяду гісторыі, геаграфічнага рэгіёна, галіны ведаў яго чакае сустрэча. Калі ва ўстанове адукацыі створаны музей баявой славы, у яго назве пажадана ўказаць, якой дывызіі, арміі, партызанскай брыгадзе ён прысвечаны, напрыклад: “Музей баявой славы 10-й гвардзейскай Кубанскай казачай кавалерыйскай дывізіі”, “Музей баявой славы 48-й гвардзейскай стралковай дывізіі”. Калі музей створаны выключна на мясцовым матэрыяле, гэта таксама трэба адлюстраваць у назве, напрыклад: “Гісторыя горада Валожына”, “Музей этнаграфіі і быту вёскі Турын”, “Літаратурная Салігоршчына”.
ПРОФІЛЬ МУЗЕЯ
Профіль музея, у адрозненні ад назвы музея – паняцце больш абстрактнае. Яго вызначэнне не патрабуе, напрыклад, геаграфічнай прывязкі, храналагічнай канкрэтыкі. Профіль музея вызначаецца педагагічнай мэтазгоднасцю, характарам сабраных калекцый помнікаў гісторыі, культуры, прыроды.
Назва і профіль музея павінны грунтавацца на змесце экспазіцыі. Няправільна, калі музей мае профіль вайсковай славы, а ў ім побач з ваеннымі раздзеламі ёсць этнаграфічны раздзел, ці стэнды, прысвечаныя гісторыі ўстановы адукацыі і г.д. Такі музей больш адпавядае краязнаўчаму профілю.
Профілі музеяў могуць быць наступныя: краязнаўчы, этнаграфічны, вайсковай славы, літаратурны, мемарыяльны, прыродазнаўчы і іншыя (хлеба, ільну...).
ДАТА СТВАРЭННЯ МУЗЕЯ
Стварэнне музея займае пэўны прамежак часу ад узнікнення ідэі і прыняцця рашэння аб яго арганізацыі да правядзення працэдуры адкрыцця. Гэты перыяд можа доўжыцца месяцы і нават гады і залежыць ад мноства фактараў.
Пункт 10 Палажэння аб музеі ўстановы адукацыі (загад Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь № 52 ад 4.12.2002г.) прадугледжвае наступны парадак адкрыцця музея: “Рашэнне аб адкрыцці музея прымае педсавет установы адукацыі. Рашэнне аб адкрыцці музея ўзгадняецца з адпаведнымі аддзеламі (упраўленнямі) адукацыі і культуры і афармляецца загадам дырэктара ўстановы адукацыі”. Таму ў гэтай графе трэба ўказаць № загада аб адкрыцці музея, год, месяц і чысло яго напісання.
ХАРАКТАРЫСТЫКА МУЗЕЙНАГА ПАМЯШКАННЯ
Пункт 12 Палажэння аб музеі ўстановы адукацыі прадугледжвае, што пад музей павінна адводзіцца “асобнае памяшканне і абсталяванне, якія забяспечваюць захаванасць музейных экспанатаў і ўмовы для іх паказу”. Таму экспазіцыі, якія размешчаны ў неізаляваных частках калідораў, рэкрэацый, вучэбных класах (дзе праходзяць заняткі па раскладу) нельга назваць музеямі – яны адпавядаюць назве пакоя ці вугалка.
Пры запаўненні графы трэба ўказаць, дзе (у вучэбным корпусе, інтэрнаце, асобным будынку і г.д.), на якім паверсе, у якім памяшканні (асобны вучэбны клас ці некалькі класаў, ізаляваная частка калідора, рэкрэацыі), на якой плошчы размешчаны музей.
Калі музейная экспазіцыя размешчана не толькі на сценах і прысценных вітрынах, а і на ўнутраных экспазіцыйных перагародах ці гарызантальных вітрынах пасярэдзіне пакоя, то трэба абавязкова гэта адзначыць. Паведамляецца і наяўнасць фондасховішча (асобнага памяшкання для захоўвання фондавых матэрыялаў, якія не выкарыстоўваюцца ў экспазіцыі), яго плошча.
Прыклады характарыстык музейных памяшканняў.
1. Музей размешчаны на 3 паверсе будынка школы ў ізаляванай рэкрэацыі, мае 2 экспазіцыйныя пакоі і фондасховішча S <st1:metricconverter productid="9 м" w:st="on">9 м</st1:metricconverter>.кв. У першым пакоі (S <st1:metricconverter productid="20 м" w:st="on">20 м</st1:metricconverter>.кв.) маецца насценная экспазіцыя і 3 экспазіцыйныя перагародкі; у другім пакоі (S <st1:metricconverter productid="25 м" w:st="on">25 м</st1:metricconverter>.кв.) – насценная экспазіцыя і гарызантальная вітрына пасярэдзіне пакоя.
2. Музей размешчаны на другім паверсе школы ў асобным пакоі (вучэбны клас плошчай <st1:metricconverter productid="35 м" w:st="on">35 м</st1:metricconverter>.кв.); мае насценную экспазіцыю і 2 экспазіцыйныя перагародкі.
АСНОЎНЫЯ РАЗДЗЕЛЫ ЭКСПАЗІЦЫІ
Назвы тэматычных раздзелаў прызначаны дапамагаць наведвальніку хутка арыентавацца ў змесце музейнай экспазіцыі.
Назвы раздзелаў пазначайце ў картцы лічбамі і размяшчайце ў адпаведнасці з паслядоўнасцю агляда музейнай экспазіцыі. Пры запаўненні гэтай графы ўліковай карткі выкарыстоўвайце мову, на якой у экспазіцыі музея пададзены загалоўкі раздзелаў.
КОЛЬКАСЦЬ ЭКСПАНАТАЎ АСНОЎНАГА І ДАПАМОЖНАГА ФОНДАЎ
Адна з галоўных задач музея – захаванне арыгінальных помнікаў гісторыі, культуры і прыроды. Гэтаму садзейнічае ўлік і апрацоўка экспанатаў. Асноўны фонд улічваецца ў інвентарнай кнізе, якая павінна быць пранумаравана, прашнуравана і замацавана пячаткай установы. Пад дапаможны фонд лепш завесці асобны сшытак. Трэба ўлічваць, што не заўсёды капійны матэрыял ідзе ў дапаможны фонд. Так, макет будынка школы, зроблены рукамі вучняў, у музеі гісторыі школы будзе ўлічвацца як экспанат асноўнага фонду, як і творы літаратуры і мастацтва, прысвечаныя падзеі ці асобе ў мемарыяльным музеі, рэдкі капійны фотаздымак і г.д. Калі ўзнікаюць цяжкасці пры вырашэнні пытання аб фондавай прыналежнасці прадмета, магчыма звяртацца за дапамогай у мясцовы дзяржаўны музей, ці ў аддзел арганізацыйна-метадычнага забяспячэння турысцка-краязнаўчай і эколага-натуралістычнай работы Вучэбна-метадычнай установы “Мінскі дзяржаўны абласны вучэбна-метадычны кабінет”, тэл. 206 46 17.
У гэтай графе трэба пазначыць колькасць (у адзінках) экспанатаў асноўнага і дапаможнага фондаў, згодна інвентарным кнігам, дзе вядзецца іх улік.
ЗВАННЕ “НАРОДНЫ”
Калі музей мае званне “народны” – то ў графе трэба ўказаць нумар і дату рашэння ўстановы культуры, надаўшага гэта званне, а таксама год пацвярджэння звання.
НАЙБОЛЬШ КАШТОЎНЫЯ ЭКСПАНАТЫ
Крытэрыямі высокай каштоўнасці экспанатаў з’яўляюцца даўнасць, рэдкасць, мастацкія вартасці, дачыненне да асобы славутага чалавека, важнае грамадскае або навукова-гістарычнае значэнне і інш. Каштоўнасць прадмета залежыць таксама ад ступені яго захаванасці. Пры запаўненні графы перш за ўсё трэба пералічыць тыя экспанаты, якія ўзяты на ўлік дзяржаўным музеем, абавязкова ўказаўшы іх парадкавы нумар. Калі такіх экспанатаў няма, то трэба пералічыць тыя, якія з’яўляюцца найбольш каштоўнымі ў калекцыі дадзенага музея.
КІРАЎНІК МУЗЕЯ
Пункт 5 Палажэння канстатуе, што “педагагічнае кіраўніцтва работай актыву музея ажыццяўляе настаўнік, які прызначаецца загадам дырэктара ўстановы адукацыі”, таму ў гэтай графе трэба ўказаць № загада дырэктара ўстановы , год, месяц і чысло яго напісання.
П А М Я Т К А
руководителю музея учреждения образования
В музее учреждения образования должна быть следующая документация:
- паспорт музея;
- инвентарная книга для основного фонда;
- учётная тетрадь для вспомогательного фонда;
- акты приёма экспонатов;
- план работы музея, утверждённый директором школы;
- протоколы заседания совета музея (1 раз в четверть);
- план и тексты проводимых экскурсий;
- план работы Совета экспедиции «Наш край»;
- задания экспедиционным отрядам;
- результаты выполнения поисковых заданий за предыдущий год;
- журнал учёта работы со следующими графами:
порядковый номер;
дата;
характеристика группы (школьники, взрослые);
количество человек;
наименование мероприятия;
тема;
ответственный за проведение;
- книга отзывов.
В методическом уголке музея должны находиться:
- приказ Министерства образования Республики Беларусь от 09.01.2004 г. № 1 “Аб правядзенні IV этапа Усебеларусскай турысцка-краязнаўчай экспедыцыі навучэнцаў “Наш край”;
- “Палажэнне аб музеі ўстановы адукацыі” – приказ Министерства образования Республики Беларусь от 04.12.2002 г. № 52;
- приказ директора учреждения образования об открытии музея;
-приказ директора учреждения образования о назначении руководителя музея;
- протоколы педсоветов с информацией о работе музея (1 раз в год);
- методическая литература.